Последнее обновление: Вт, 2 июня 2020 в 16:42
Мировое время:
Нью-Йорк 14:48
Лондон 19:48
Москва 21:48
Сидней 04:48
О журнале

Деловые новости

Новый законопроект позволит отследить реестровые ошибки

Пн, 1 июня 2020 в 14:50

Правительство России одобрило и внесло в Госдуму проект федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)». Законопроект, в частности, уточняет порядок информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации прав посредством электронного сервиса «Личный кабинет […]

Депутаты Архангельской гордумы попросили денег у областной власти на оснащение ФОКа

Чт, 28 мая 2020 в 10:06

Депутаты Архангельской гордумы обратились к члену Генерального совета Партии «Единая Россия», врио губернатора Александру Цыбульскому и своим коллегам в областном собрании с просьбой предусмотреть в региональном бюджете 33 725 821 руб. для закупки необходимого оборудования, мебели и инвентаря для ФОКа в округе Варавино-Фактория.

Все деловые новости

Новости онлайн

16:42

На третий этап расселения Архангельская область направит более двух миллиардов рублей

На третьем этапе – финансирование региональной программы переселения из аварийного жилья. Об этом ранее в ходе еженедельного оперативного совещания при губернаторе доложил заместитель председателя правительства Архангельской области Андрей Шестаков.

15:00

Под контролем судебных приставов кочегар восстановлен на работе

Вельчанин, уволенный с работы, не согласился с таким решением  работодателя, считая его незаконным, и обратился в суд за восстановлением своих прав. Суд, рассмотрев материалы дела, встал на сторону работника и обязал ООО «Вельская энергетическая компания» восстановить гражданина Д. на работе в прежней должности кочегара котельной на твердом топливе.

13:50

22 депутаты АрхГорДумы привлечены к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства

Прокуратурой города Архангельска проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства на предмет достоверности отражения депутатами Архангельской городской Думы сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год.

11:49

Региональные законы о «наливайках» уже приняты в 6 субъектах РФ

В 17 регионах в настоящее время рассматривается увеличение минимальной площади зоны обслуживания таких заведений до 50 квадратных метров.

10:24

Предприниматели Виноградовского района приняли решение о третье волне помощи семьям

Предприниматели и учредители Березниковского ЛПК Виктор Зайцев, Александр Казанин и Андрей Аннин приняли решение о начале  третьей волны поддержки многодетных семьей и тем, кому трудно в период пандемии, проживающим в МО «Моржегорское» и ГП «Березниковское».

09:14

«Телефон доверия по противодействию коррупции» всегда доступен

В целях выявления, предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений со стороны судебных приставов, своевременного реагирования на недостатки в их работе и обеспечения обратной связи с населением в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в круглосуточном режиме работает «телефон доверия по противодействию коррупции».

16:34

Въезд в Ягринский бор в Северодвинске закрыт на месяц

С 29 мая по 30 июня временно ограничено движение транспортных средств на автомобильной дороге к воинскому мемориалу на острове Ягры.

15:05

Прокуратура г. Архангельска выявила нарушения в аптечных пунктах

Прокуратурой г. Архангельска проведены проверки в аптечных организациях, в некоторых из них выявлены нарушения законодательства в сфере оборота лекарственных средств.

14:22

В Северодвинске судебные приставы приостановили эксплуатацию хостела, используемого по частный пансионат для престарелых

На исполнение в ОСП по г. Северодвинску поступило решение Северодвинского городского суда о приостановлении по иску прокуратуры эксплуатации хостела. В арендуемом помещении был организован платный пансионат для престарелых на 15 человек.

13:48

Объемы добычи семги и горбуши в Архангельской области на 2020 год распределены рыбодобывающим предприятиям

29 мая в Архангельске прошло заседание комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыбы в Архангельской области.

Все новости онлайн

О внедрении комплаенса

Вт, 14 мая 2019 в 11:13

За последние годы статистика ФАС России показывает, что основным нарушителем антимонопольного законодательства являются органы власти и местного самоуправления. Эту картину наглядно демонстрирует количество нарушений органами власти и местного самоуправления Закона о защите конкуренции, выявленных Архангельским УФАС России за три года. В 2016 году их было 26, в 2017-м – 38, в 2018-м уже 60. Ситуация с количеством нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами прямо противоположна – в 2016 году девять, в 2017-м – семь, в 2018-м – шесть.

Такая ситуация парадоксальна, она противоречит постулату об обязанности власти развивать конкуренцию. Ведь нельзя же одной рукой строить дом, а другой его разрушать.

Решение этой проблемы было предложено в конце 2017 года с принятием 21.12.2017 указа президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и утверждением Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

В качестве основополагающего принципа осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти указ № 618 определяет запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции. Данный принцип в полной мере относится к деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Одним из ключевых показателей исполнения указанной нормы является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом.

В Архангельской области достижение данного показателя к 2020 году остается под вопросом, так как пока что наблюдается тенденция не снижения, а увеличения количества нарушений законодательства.

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации содержит перечень мер, направленных на снижение числа нарушений органами власти и местного самоуправления. Например, внедрение антимонопольного комплаенса. Это не просто очередной документ или декларация о намерениях, это выстроенная система внутреннего обеспечения соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, направленная на развитие конкуренции. Таким образом, комплаенс – это не только заковыристое, труднопроизносимое слово, но возможность развивать конкуренцию, не ограничивая ее вольно или невольно, что в идеале должно привлечь инвестиции и вызвать рост экономики. Это работа не на год, не на два и даже не на три, идеала можно и не достичь, но пытаться нужно и должно, причем всем без исключения.

Целью внедрения системы внутреннего контроля является обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактика нарушений.

Для облегчения исполнения требования президента РФ правительством РФ распоряжением от 18.10.2018 № 2258-р подготовлены методические рекомендации по созданию и внедрению комплаенса федеральными органами исполнительной власти. В документе описаны цели, задачи и принципы, а также комплекс мер, которые должны быть осуществлены для его внедрения.

Федеральные органы исполнительной власти поставленную задачу выполнили – в конце 2018 года они разработали и приняли положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, оценили риски нарушения законодательства, определили меры по минимизации и устранению этих рисков.

Кстати, Федеральная антимонопольная служба, отвечающая за защиту и развитие конкуренции в стране, тоже внедрила в свою деятельность систему внутреннего контроля (приказ ФАС России от 27.11.2018 № 1646/18).

Теперь дело за органами государственной власти субъектов РФ – они обязаны принять комплаенс до 01.03.2019. Что же нужно сделать?

Они должны:

а) выявить риски нарушения антимонопольного законодательства;

б) обеспечить управление этими рисками;

в) осуществлять контроль за соответствием своей деятельности требованиям антимонопольного законодательства;

г) ежегодно оценивать эффективность функционирования комплаенса.

Для этого орган власти субъекта РФ должен принять акт, в котором содержатся:

а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;

б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом власти своей деятельности;

в) порядок ознакомления служащих с актом об организации комплаенса;

г) меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Составляя «карту рисков», органу власти нужно ответить на три вопроса: что из антимонопольного законодательства может быть нарушено, кем и как это может быть нарушено. Предполагаемые риски целесообразнее заносить в таблицу и присваивать им уровень риска (высокий, средний, незначительный, низкий), причины и условия возникновения.

Какой-либо единой и жесткой формулы системы внутреннего контроля нет – она может быть до неприличия простой. Главное в этом деле – не красиво составленный документ и не отчет о выполненных и перевыполненных обязательствах. Главное – результат, которым является снижение нарушений антимонопольного законодательства, повышение эффективности работы органа власти в деле развития конкуренции и привлечения инвестиций. Если документ будет, а количество нарушений не уменьшится, то грош цена такому документу. Без этого долго еще Поморье останется регионом, «токсичным для инвестиций».

Не стоит внедрять систему для галочки, это не даст нужного эффекта для экономики. Соблюдение норм антимонопольного законодательства должно войти в этику работы органа власти.

Комплаенс – это не панацея от всех бед, этакая палочка-выручалочка. Это просто возможность посмотреть и оценить проблемные места, определить меры по устранению возможности допущения нарушений, составить график принятия мер.

Никто не ждет, что с его принятием настанет тишь да гладь да всеобщая благодать. Ожидается только, что нарушения перестанут иметь массовый характер.

Стоит отметить, что законодательно обязанность по внедрению комплаенса на органы местного самоуправления не распространяется, им всего лишь «рекомендовано» это сделать – они вольны принимать его или не принимать, никто их железной рукой в светлое будущее не потащит, но… Но на практике вряд ли этот вопрос будет обойден вниманием федеральной власти и губернатора. Скорее всего, муниципалы будут вынуждены это сделать. Пусть не в 2019 году, но в обозримом будущем они будут формировать систему внутреннего обеспечения соответствия своей деятельности требованиям антимонопольного законодательства.

Эффект от внедрения комплаенса будет виден уже в ближайшие годы.

Денис Бугаев

Фото предоставлено УФАС России

материал опубликован в областном журнале Деловой вестник Поморья

Комментарии

От редакции

В связи с обострением общественно-политической обстановки на Украине и резким увеличением попыток оставить на сайте dv29.ru комментарии, которые могут быть расценены как экстремистские, редакция сайта приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать редакционные материалы на сайте dv29.ru и скрыть все уже опубликованные комментарии. Эти функции будут восстановлены после нормализации обстановки.

Редакция сайта приносит читателям свои извинения.