Последнее обновление: Вт, 9 июля 2019 в 10:14
Мировое время:
Нью-Йорк 04:48
Лондон 09:48
Москва 11:48
Сидней 18:48
О журнале

Деловые новости

Редакция проекта уходит на летний отдых

Пн, 1 июля 2019 в 13:21

Уважаемые читатели! Редакция проекта Делового вестника Поморья с радостью сообщает, что уходит на летний отдых и с 1 по 31 июля новостная лента не будет активно обновляться. Просим заранее понять и простить 🙂  Всем хорошего отдыха и до 1 августа!

Федеральные и региональные коллеги поддержали идеи Ольги Гореловой об улучшении условий ведения бизнеса

Пт, 28 июня 2019 в 10:55

Архангельский бизнес-уполномоченный Ольга Горелова выступила на VII Межрегиональном совещании Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Ярославле.

Все деловые новости

Новости онлайн

17:13

В Архангельске пройдет VI Всероссийский семинар-совещание по актуальным вопросам тарифного регулирования

В столице Поморья 4 и 5 июля пройдет совещание-семинар по теме «Тарифное регулирование в сфере электроэнергетики и коммунальном комплексе». Его проведет агентство по тарифам и ценам Архангельской области совместно с Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НАУ ВШЭ.

15:32

Сергей Когогин: Развитию экспорта мешают логистические проблемы и высокие тарифы на перевозку

Российские сельхозпроизводители считают, что развитию отечественного экспорта мешают несогласованная политика различных ведомств, недостаток мощностей портов и железных дорог, а также высокие тарифы на перевозку и перевалку продукции. Про выход из этой ситуации говорили эксперты Народного фронта, представители федеральной власти, научных учреждений и бизнес-сообщества. Предложения по развитию экспорта сельхозпродукции ОНФ направит в Минсельхоз России.

13:28

Туристические бренды Поморья отмечены в числе лучших

На днях в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров Первого международного маркетингового конкурса в сфере туризма «PROбренд». Туристические бренды Архангельской области отмечены дипломами в трех номинациях. 

11:45

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов находится с рабочим визитом в Вельском районе.

Утром глава региона встретился с коллективом вельского завода по производству бетонных изделий. Предприятие существует с 2014 года, занимается производством высоко востребованных строительных материалов, используемых для благоустройства муниципальных и частных строительных объектов: тротуарной плитки и брусчатки, бетонных бордюров, сливов и так далее. Здесь работают 50 человек.

10:32

Неправомерные действия коллекторской организации привели к наложению административного штрафа

Арбитражным судом Архангельской области вынесено решение о привлечении  организации, осуществляющей деятельность по возврату просроченной задолженности, к административной ответственности.

09:21

Партпроект «Городская среда»: Парк отдыха в Архангельске благоустроят до 1 октября

Для благоустройства в рамках партийного проекта «Единой России» «Городская среда» парк на проспекте Ленинградский выбрали жители Архангельска в ходе рейтингового голосования.

17:47

Вопросы противодействия коррупции обсудили в САФУ

В Высшей школе экономики, управления и права САФУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Конфликт интересов и противодействие коррупции в системе государственной службы», на котором были заслушаны пленарные доклады и состоялась оживленная дискуссия по ряду проблем.

14:46

Долг по зарплате полностью взыскан

Судебные приставы помогли восстановиться в должности и получить заработную плату за время вынужденного прогула незаконно уволенной жительнице Каргопольского района.

14:45

oWJ5FLBg_o

Работы по сохранению памятника истории и культуры регионального значения «Дом полковника Карцева (ветеринарная лаборатория)» набирают обороты.

14:00

Депутаты Архангельской городской Думы поддержали проект решения о законодательной инициативе по принятию областного закона «О статусе «Дети войны Архангельской области»

На прошедшей сессии Архангельской городской Думы 27 созыва депутаты рассмотрели проект решения, главная цель которого — официально признать на территории региона статус «Дети войны».

Все новости онлайн

О внедрении комплаенса

Вт, 14 мая 2019 в 11:13

За последние годы статистика ФАС России показывает, что основным нарушителем антимонопольного законодательства являются органы власти и местного самоуправления. Эту картину наглядно демонстрирует количество нарушений органами власти и местного самоуправления Закона о защите конкуренции, выявленных Архангельским УФАС России за три года. В 2016 году их было 26, в 2017-м – 38, в 2018-м уже 60. Ситуация с количеством нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами прямо противоположна – в 2016 году девять, в 2017-м – семь, в 2018-м – шесть.

Такая ситуация парадоксальна, она противоречит постулату об обязанности власти развивать конкуренцию. Ведь нельзя же одной рукой строить дом, а другой его разрушать.

Решение этой проблемы было предложено в конце 2017 года с принятием 21.12.2017 указа президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и утверждением Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

В качестве основополагающего принципа осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти указ № 618 определяет запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции. Данный принцип в полной мере относится к деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Одним из ключевых показателей исполнения указанной нормы является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом.

В Архангельской области достижение данного показателя к 2020 году остается под вопросом, так как пока что наблюдается тенденция не снижения, а увеличения количества нарушений законодательства.

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации содержит перечень мер, направленных на снижение числа нарушений органами власти и местного самоуправления. Например, внедрение антимонопольного комплаенса. Это не просто очередной документ или декларация о намерениях, это выстроенная система внутреннего обеспечения соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, направленная на развитие конкуренции. Таким образом, комплаенс – это не только заковыристое, труднопроизносимое слово, но возможность развивать конкуренцию, не ограничивая ее вольно или невольно, что в идеале должно привлечь инвестиции и вызвать рост экономики. Это работа не на год, не на два и даже не на три, идеала можно и не достичь, но пытаться нужно и должно, причем всем без исключения.

Целью внедрения системы внутреннего контроля является обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактика нарушений.

Для облегчения исполнения требования президента РФ правительством РФ распоряжением от 18.10.2018 № 2258-р подготовлены методические рекомендации по созданию и внедрению комплаенса федеральными органами исполнительной власти. В документе описаны цели, задачи и принципы, а также комплекс мер, которые должны быть осуществлены для его внедрения.

Федеральные органы исполнительной власти поставленную задачу выполнили – в конце 2018 года они разработали и приняли положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, оценили риски нарушения законодательства, определили меры по минимизации и устранению этих рисков.

Кстати, Федеральная антимонопольная служба, отвечающая за защиту и развитие конкуренции в стране, тоже внедрила в свою деятельность систему внутреннего контроля (приказ ФАС России от 27.11.2018 № 1646/18).

Теперь дело за органами государственной власти субъектов РФ – они обязаны принять комплаенс до 01.03.2019. Что же нужно сделать?

Они должны:

а) выявить риски нарушения антимонопольного законодательства;

б) обеспечить управление этими рисками;

в) осуществлять контроль за соответствием своей деятельности требованиям антимонопольного законодательства;

г) ежегодно оценивать эффективность функционирования комплаенса.

Для этого орган власти субъекта РФ должен принять акт, в котором содержатся:

а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;

б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом власти своей деятельности;

в) порядок ознакомления служащих с актом об организации комплаенса;

г) меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Составляя «карту рисков», органу власти нужно ответить на три вопроса: что из антимонопольного законодательства может быть нарушено, кем и как это может быть нарушено. Предполагаемые риски целесообразнее заносить в таблицу и присваивать им уровень риска (высокий, средний, незначительный, низкий), причины и условия возникновения.

Какой-либо единой и жесткой формулы системы внутреннего контроля нет – она может быть до неприличия простой. Главное в этом деле – не красиво составленный документ и не отчет о выполненных и перевыполненных обязательствах. Главное – результат, которым является снижение нарушений антимонопольного законодательства, повышение эффективности работы органа власти в деле развития конкуренции и привлечения инвестиций. Если документ будет, а количество нарушений не уменьшится, то грош цена такому документу. Без этого долго еще Поморье останется регионом, «токсичным для инвестиций».

Не стоит внедрять систему для галочки, это не даст нужного эффекта для экономики. Соблюдение норм антимонопольного законодательства должно войти в этику работы органа власти.

Комплаенс – это не панацея от всех бед, этакая палочка-выручалочка. Это просто возможность посмотреть и оценить проблемные места, определить меры по устранению возможности допущения нарушений, составить график принятия мер.

Никто не ждет, что с его принятием настанет тишь да гладь да всеобщая благодать. Ожидается только, что нарушения перестанут иметь массовый характер.

Стоит отметить, что законодательно обязанность по внедрению комплаенса на органы местного самоуправления не распространяется, им всего лишь «рекомендовано» это сделать – они вольны принимать его или не принимать, никто их железной рукой в светлое будущее не потащит, но… Но на практике вряд ли этот вопрос будет обойден вниманием федеральной власти и губернатора. Скорее всего, муниципалы будут вынуждены это сделать. Пусть не в 2019 году, но в обозримом будущем они будут формировать систему внутреннего обеспечения соответствия своей деятельности требованиям антимонопольного законодательства.

Эффект от внедрения комплаенса будет виден уже в ближайшие годы.

Денис Бугаев

Фото предоставлено УФАС России

материал опубликован в областном журнале Деловой вестник Поморья

Комментарии

От редакции

В связи с обострением общественно-политической обстановки на Украине и резким увеличением попыток оставить на сайте dv29.ru комментарии, которые могут быть расценены как экстремистские, редакция сайта приняла решение временно закрыть пользователям возможность комментировать редакционные материалы на сайте dv29.ru и скрыть все уже опубликованные комментарии. Эти функции будут восстановлены после нормализации обстановки.

Редакция сайта приносит читателям свои извинения.